Правительства ряда стран всерьез опасаются превращения криптовалюты в офшоры, давно уже ставшие именем нарицательным и являющиеся укрытием для налоговых беглецов. Однако эти опасения запоздалые, поскольку не желающие делиться с государством своими доходами уже вовсю осваивают эту тему.
Скажем, инвестиционная компания Дэвида Дрейка –
Свою обеспокоенность в связи с участием криптовалют в выводе средств в офшорные зоны уже выразили премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и премьер Индии Наредра Моди. А в начале текущего года состоялись слушания в американском Конгрессе в этой связи, на которых глава министерства финансов Стивен Мнучин. Выступил с заявлением об объединении двадцати крупнейших мировых экономик в усилиях по предотвращению превращения цифровых валют в очередной швейцарский счет в банке.
Располагающий клиентурой из 25 частных и публичных компаний Дэвид Дрейк сказал:
«Мы нуждаемся в структуре, которая не уничтожит сегмент и будет регулироваться, так что все государства ломают над этим голову».
Независимый исследовательский центр «Фонд защиты демократий» показал, что криминалитет первым обратил внимание и стал активно использовать в этом отношении криптовалюты. А уже потом подтянулись такие, как Дрейк. К слову, он говорит о своем неукоснительном соблюдении законов, заключающемся в систематических отчетах о своих активах компаний перед финансовыми регуляторами. Дрейк уверен, что легитимности сегмента будет способствовать улучшение качества надзора.
Поиск альтернативных способов сокрытия доходов стал закономерной реакцией на закручивание гаек со стороны регуляторов США и Европы в отношении контроля банковской деятельности. Это выразилось в установке правила KYC (знай своего клиента). А офшоры заставили раскрывать персональные данные клиентов специальными законами, борющимися с отмыванием средств. Как следствие, большинство финансовых компаний вынуждены были ограничить клиентов в доступе к банковской системе Швейцарии. И, таким образом, укрывать прибыль от властей, регуляторов и прочих стало затруднительно. И хотя эти меры касаются и криптобирж, но регуляторы несколько непоследовательны в их выполнении как в США, так и за пределами страны.
Особенности
С появлением монет Monero и ZCash внедрение в схемы сокрытия прибыли криптовалют становится все более популярным. А все из-за того, что эти монеты обладают криптографической защитой, благодаря которой невозможно отслеживать их перемещение. Компания Grayscale Investments, с которой тесно связан фонд ZCash Trust, информирует о том, что по всему миру в офшорах лежит порядка 10 триллионов долларов. Сотрудник компании по имени Мэтью Бек считает, что к 2025 году 10 процентов этих денег могут приходиться на ZCash.
«Конфиденциальность стала тем наиболее востребованным ресурсом, за который готовы платить любые деньги, ведь такого еще не было, что наличность люди могут хранить анонимно и без услуг банков», - говорит он.
Несмотря на полную защиту от дешифрования технологии ZCash, Бек уверен в необходимости надзора со стороны правительства:
«Вряд ли такая экосистема, как криптовалюты, может самостоятельно развиваться, без какого-либо регулирвоания».
Если взять флагмана криптовалют – биткоин, то эта валюта конфиденциальна. Но блокчейн, являющийся публичным децентрализованным реестром, нивелирует эту конфиденциальность. Даже при скудности данных о покупающей и продающей сторонах регуляторы отреагировали, разработав механизмы для отслеживания и даже изъятия незаконно приобретенных или проданных биткоинов. На законодательном уровне банковские учреждения обязаны оповестить регуляторов о деятельности, кажущейся подозрительной, а криптобиржи должны, помимо этого, хранить все записи операций клиентов.
Власти должны бороться с попытками использовать криптовалюты в преступных схемах, но в то же время уважать инновации финансового сектора, считают в исследовательском центре «Фонд защиты демократий». Причем основным аспектом здесь должно быть понимание того, что пресечь такие попытки на корню практически невозможно. Один из исследователей, Йайа Фанузье утверждает:
«Достаточно взглянуть на историю появления ставших традиционными платежных систем. Вспомните, как с появлением кредитных карт всех накрыла волна мошенничества и злоупотреблений, которые есть и сегодня. Однако мы научились справляться с многими из них».
Дэвид Дрейк выразил уверенность в том, что каким бы ни было регулирование, оно должно соблюдать баланс между системой налогов страны и развитием криптовалют.