Компания
Имея в наличии огромного количества своих токенов XRP, Ripple начал тянуть одеяло криптовалютного ажиотажа на себя, о чем можно было судить по взлетевшей цене токенов на 1300 процентов, опередив эфир и биткоин.
Едва ли не основной причиной интереса к XRP называют то, что эти токены призваны помочь банковскому сектору быстрее и без комиссий переводить средства в международном масштабе. Но нюанс заключается в нежелании банков задействовать популярный токен. Нынешние и экс-главы семерки мировых крупных банков уверенно заявили, что вряд ли будут доверять средства своих крупных клиентов цифровой валюте.
Основатель разрабатывающего приложения на базе блокчейна Ethereum ConsenSys Джозеф Любин сказал:
«По сути, XRP абсолютно бесполезный токен, который задействован компанией исключительно для зарабатывания денег и вкладывать их в свою деятельность».
Ripple владеет токенами XRP в количестве порядка 61 миллиарда из 100 миллиардов выпущенных монет стоимостью на сегодня 1,23 доллара за единицу, что равно 75 млрд долларов. Большая их часть во избежание обвала рынка может продаваться ограниченным тиражом и хранится на счетах эскроу.
По словам генерального директора Брэда Гарлингхауса, сотрудничество Ripple с сотней банков обусловлено желанием изменения имеющейся системы клиентских платежей.
« Нынешняя система богата на конфликты, непрозрачна и имеет низкую скорость, а Ripple стремится ускорить развитие всей отрасли в целом», — считает он.
В то же время, добавляет Гарлингхаус, нужно различать Ripple и токен XRP. Последний является основой деятельности Ripple, при этом главный продукт – сеть RippleNet – никаким образом им не пользуется.
К победе Ripple можно отнести некоторое оттеснение главного конкурента на банковском рынке – систему
« Когда на кону находятся даже не миллиарды, а триллионы долларов, в борьбе за активы соперники бьются по полной программе», — говорит Гарлингхаус.
Представитель руководства компании, имевшей дело с Ripple, считает, что задействовать XRP они не смогли бы, поскольку были опасения, что токен не получит одобрения сверху. К тому же, действительное влияние и власть в секторе глобальных переводов имеют не банковские учреждения, а пользующиеся платежной системой для своих финансовых целей крупнейшие компании.
После того, как стало ясно, что никто из финансовых менеджеров не будет упрашивать банк сотрудничать с криптовалютными стартапами, Ripple оставил в покое токен XRP и сконцентрировал усилия на сети RippleNet, сходную по своим функциям со SWIFT и также имеющей опцию для помощи банкам в обработке транзакций.
При том, что в свою сеть компанией Ripple введено немало банков и некоторые крупные фигуры с Уолл Стрит (например, экс-сопредседатель по работе с ценными бумагами и управлению активами Зои Круз) проявляют интерес к Ripple, из больше сотни компаний-партнеров уверенно можно назвать лишь шведский банк
Но это нисколько не говорит о том, что технология Ripple не функционирует. На сегодня английское отделение испанского банка Santander в тестовом режиме пользуется технологией Ripple, отправляя через мобильные приложения международные платежи за считанные секунды. А гонконгский Standard Chartered наладил активный поток платежей между Индией и Сингапуром между своими корпоративными клиентами. Правда, при всем оптимизме по отношению к технологии оба банка не намерены использовать токен XRP.
Справедливости ради стоит отметить, что не только Ripple стремится найти альтернативу нынешним платежным системам. Британская компания Earthport Plc активно работает в этом направлении. Да и SWIFT не дремлет, выпустив обновление Global Payments Innovation (GPI), позволяющее за час-два провести платеж и отслеживать перемещение транзакций.
« Я не думаю, что кто-то смог бы сегодня похвалиться подобным результатом, которого достигли мы. И это качественный и большой шаг вперед», — уверенно заявляет глава отдела банковской деятельности в SWIFT Гарри Ньюман.
По мнению руководителя отдела корреспондентских банковских решений Standard Chartered Шириша Вадивкара, сеть RippleNet стала первой, у кого появилась услуга трекинга платежей. Хотя GPI также имеет эту опцию.
Вместе с тем, сравнивать GPI и RippleNet – неблагодарное дело и похоже на сравнение лошадей с автомобилями, считает Гарлингхаус.
« Как ни погоняй коня, а быстрее машины он не поскачет. Это я к тому, что система GPI пробует заставить ускориться процессы, базирующиеся на существующем фундаменте».
Однако токенами XRP все же пользуется одна финансовая компания – Cuallix, занимающаяся поставками услуг обработки платежей и кредитов, и имеющая представительства в Мексике и США. Как сказал финансовый директор Николас Паласиос, за период октябрь 2017-январь 2018 года были задействованы токены XRP в 12 транзакциях объемом от 500 до 1000 долларов при трансграничных платежах. Согласно сделанному в январе заявлению Ripple, система MoneyGram International собирается начать тестировать XRP для своих переводов, что подогрело интерес еще двух аналогичных сервисов.
На данный момент цена токена XRP упала больше чем вдвое, сравнивая показатель 2,92 доллара в начале января. Гарри Ньюман считает, что именно волатильность отталкивает банки и их клиентуру:
«Как можно считать надежным средством обмена криптовалюту, если ее стоимость, то прыгает вверх, то стремительно падает вниз? Если решение какой-либо проблемы порождает новые проблемы, то вряд ли такое решение оптимально».
Однако, по словам Гарлингхауса, в числе первых пользователей XRP будут не банки, а те компании, которые переводят средства в не таких популярных валютах.
« XRP сейчас привлекателен для тех, кто хочет стать частью криптоотрасли, но не экспертов платежных технологий».
А научный сотрудник Центра по изучению блокчейн-технологии Лондонского университетского колледжа Анжела Уолч говорит:
« Существуют серьезные различия между XRP и прочими цифровыми валютами, а роль Ripple в XRP не так однозначна, как может оказаться. И все это инвесторам жизненно необходимо осознавать».