Что такое национальные криптовалюты: их реализация и перспективы.

Национальные криптовалюты – это утопия или реальность?

Bitcoin и другие цифровые деньги задумывались как платежные средства, неподконтрольные правительству. Но теперь ряд государств всерьез задумывается об эмиссии собственных криптовалют. Зачем это нужно и реализуемо ли в принципе попытался ответить глава Iconic Сергей Якубанец.

Обход экономических санкций

Если фиатные валюты центробанки разных стран выпускают для поддержания денежной массы национальной экономики, то с криптовалютами дело обстоит иначе. Государства видят в этом некую выгоду для себя. Например, Венесуэла пытается таким образом выйти из финансового кризиса. По словам президента страны, с помощью Petro, привязанной к нефти, удалось привлечь пару миллиардов долларов внешних инвестиций. В ближайшем будущем Венесуэла намерена создать еще одну криптовалюту, которая будет привязана к желтому драгметаллу. Так государство пытается побороть экономические санкции Соединенных Штатов, из-за которых невозможно продать облигации на мировом рынке.

Несмотря на то, что токены Petro позиционируются как активы, обеспеченные нефтью, в WhitePaper об этом не сказано ни слова. Власти Венесуэлы обязуются принимать криптовалюту в качестве оплаты коммунальных услуг и налогов, а ее цена рассчитывается с учетом рыночного курса и стоимости черного золота. Получается, что Petro реально ни чем не обеспечена. Может она и стабильнее, чем национальный боливар, но не такая уж надежная.

Буквально в первые дни пресейла Petro об эмиссии собственных цифровых валют заявили Иран и Турция. Последняя уже подготовила соответствующий доклад и придумала название – Turkcoin. Некоторые страны рассматривают выпуск криптоактивов как вариант создания целой экосистемы. Примером служит Эстония. В ходе государственного ICO планируется привлечь качественные инвестиции и направить их на продвижение «цифровой нации». Иностранные вкладчики получат возможность зарегистрировать коммерческие организации в ЕС по упрощенной схеме, а приобретенные токены можно будет использовать для оплаты муниципальных услуг. При этом евро останется единственной национальной валютой.

Национальные криптовалюты – это утопия или реальность?

Борьба с теневой экономикой

Страны с высоким уровнем теневой экономики намереваются с помощью цифровых денег повысить прозрачность денежных платежей. Если незаметно передать наличные в конверте не составляет труда, то перевод национальной криптовалюты в анонимном режиме будет невозможен. Примерно так думают власти Китая. Они уверены, что с помощью Blockchain можно побороть коррупцию и выпуск фальшивых платежных средств. Если граждане любят использовать неподконтрольный Bitcoin, то в случае его запрета вполне могут перейти на национальную криптовалюту.

В конце 2017 года Израиль объявил о намерении создать цифровой шекель, курс которого будет идентичен фиатной валюте. Правительство не скрывает, что цель этой инициативы – уменьшение доли черного рынка в ВВП страны. Национальная криптовалюта призвана повысить прозрачность сделок и усложнить проведение мошеннических операций.

Что касается Российской Федерации, то ее мотивы эмиссии крипторубля пока до конца не ясны. Некоторые эксперты считают, что это поможет узаконить технологию распределенного реестра, другие – что это фундамент построения цифровой экономики. Но не стоит забывать, что Россия оккупировала Крымский полуостров и за это попала под экономические санкции Соединенных Штатов. Как бы то ни было, власти уже приступили к подготовке законопроекта, в соответствии с которым эмиссия крипторубля будет проходить под полным контролем государства без возможности частного майнинга.

Национальные криптовалюты – это утопия или реальность?

Утопия или ближайшее будущее?

Смогут ли страны достичь своих целей? Однозначно сказать сложно, поскольку здесь много противоречащих факторов. В случае с Венесуэлой все будет зависеть от роста национальной экономики. Если этого не произойдет, решающим фактором станет спекулятивное настроение вкладчиков. Не исключено, что власти Соединенных Штатов могут расширить свои санкции и наложить ограничения на покупку криптовалюты Petro.

Израиль и Китай тоже вряд ли сумеют побороть теневую экономику до тех пор, пока полностью не откажутся от обращения наличных денег. Но даже после цифровизации общества нет гарантий, что злоумышленники не адаптируются к системе и не найдут лазеек. Может Smart-контракты и способны ограничить проведение фиктивных транзакций, но при использовании фейковых контрагентов автоматизированные алгоритмы могут даже сыграть на руку преступникам. На данный момент ни один криптообменник не придерживается правил антиотмывочного законодательства.

Наиболее реальные шансы преуспеть в построении цифровой экономики у Эстонии. Ее рыночная инфраструктура выглядит более гибкой, конкурентоспособной и демократичной, нежели у других стран. С большой долей вероятности можно сказать, что развитые страны будут постепенно отказываться от наличных денег и переходить на цифровые. Но точных сроков никто назвать не может.

Подписаться на Telegram-канал Coinsider

Похожие статьи