Летом прошлого года
На фоне того, что такие страны, как Сингапур, Великобритания, Венесуэла, Китай уже давно задумались над созданием своей государственной криптовалюты, напрашивается вывод: национальная цифровая валюта уже не выдумки отдельных людей, а вполне реальная вещь.
Прежде всего, стоит четко осознавать в этом плане, что появление в России крипторубля не будет заменой привычному рублю, с чем все согласились. Вместе с тем, как в РФ, так и во всем мире нет четкого представления о том, как должна выглядеть и функционировать национальная криптовалюта.
Сценарий в РФ
Что касается России, то здесь есть несколько вариантов сценария, заявил директор Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна (РАКИБ) Арсений Щельцин. Прежде всего, находясь в статусе посредника между фиатной валютой и цифровыми деньгами. Крипторубль сможет обеспечить прозрачность процесса обналичивания цифровых валют.
«Короче говоря, имея биткоины, вам необходимо перевести их в крипторубли, а затем превратить их в бумажные рубли», — объяснил блокчейн-консультант и исследователь криптовалют Денис Смирнов.
Второй вариант заключается в том, что государственная криптовалюта может служить своеобразной меткой для отслеживания денежных потоков при использовании такой метки в государственных закупках.
Третье. Крипторубль в статусе национальной криптовалюты может быть отличным инструментом мгновенных взаиморасчетов между странами Евразийского экономического пространства. Первыми в ЕАЭС, внедрившими технологии крипты, станет Беларусь, где уже есть своя криптовалюта (талер). К тому же там продолжается и наращивается активная работа на блокчейн-проектами.
«В силу более жесткого законодательства в РФ не будут ли блокчейн-стартапы и компании, потенциальные резиденты в России, смотреть на соседний Минск, как на землю обетованную и подобно «челнокам» ездить туда обналичивать биткоины?», — выразил свои опасения Смирнов.
Щельцин считает, что на полное внедрение крипторубля уйдет не более года. На данный момент местом разработок и тестирования технологий блокчейн в РФ является Сколково, но вскоре, вероятно, в России заработает свой парк высоких технологий, имеющий криптовалютные льготы и свободную экономическую зону, уверен он.
Мнение
По мнению Смирнова, выпуск государственной криптовалюты будет схожим с эмиссией национальной валюты, а не с выпуском цифровых монет.
«Среди имеющихся решений на рынке наиболее подходящим для крипторубля может быть площадка Ethereum либо ее аналог в РФ – «Мастер Чейн», развиваемый Центробанком. А эмиссия крипторубля, скорее всего, будет задаваться с самого начала, чтобы иметь возможность дополнительного выпуска», - полагает эксперт.
Несомненным плюсом национальной криптовалюты (в данном случае – крипторубля) будут моментальные транзакции с минимальной комиссией. Однако крипторубль, в отличие от биткоина, не обеспечит пользователей такими вещами, как анонимность и децентрализация. Майнинг как таковой будет исключен, в крайнем случае, этим будут заниматься контролируемые Центробанком РФ организации.
«Сомнительно, чтобы крипторубль использовался в качестве прослойки между традиционным рублем и цифровыми валютами. Исходя из наблюдаемых законопроектов, оборот криптовалют будет исключительно на лицензированных официальных биржах. При получении гослицензии бирже не нужен контроль крипторубля, поскольку абсолютно все транзакции уже проходят фильтрацию», — уверяет учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по цифровой экономике при Госдуме РФ Никита Куликов.
К тому же, добавил он, очень маловероятно, что крипторубль будет в свободном доступе для рядового потребителя.
«ЦБ РФ предельно четко высказался, что криптовалюта не является серьезными деньгами, а лишь их суррогатом, поэтому в обращение выпускать нельзя. Крипторубль, думаю, будет введен в оборот, но сугубо на межбанковском либо межгосударственном уровне, например, для поднятия скорости взаиморасчетов между странами ЕАЭС», — считает Куликов.
Проще говоря, даже в случае запуска в обращение крипторубля, он будет доступен разве что чиновникам, но никак не простым гражданам. А значит альтернативой традиционным деньгам в качестве средства платежа он никак не станет. К тому же, считает Смирнов, все вышеупомянутые варианты сценария для национальной криптовалюты не нуждаются в блокчейне.
«То есть это будет давно существующая денежная электронная система только под другим названием», — пояснил Смирнов.
Сегодня наличие у компании в названии приставки «крипто» или «блокчейн» повышает ее цену вдвое, а то и втрое, говорит Куликов. Однако за этими вывесками находятся традиционные процессы и финансовые инструменты, не несущие никакого переворота в мировой экономике. Во всяком случае, на сегодняшний день, добавил он.